19 Июль 2014

Ницше “Так говорил Заратустра”

Автор: admin. Рубрика: Заметки на полях; Искусство; Личностный рост .

Война и мужесто совершили больше великих дел, чем любовь к ближнему. Не ваша жалость, а ваша храбрость спасала доселе несчастных.

Ф.Ницше, "Так говорил Заратустра"

В прошлом году мной была прочитана книга Ф.Ницше "Так говорил Заратустра". Хотел еще тогда, по горячим следам, написать статью.

Но, сначала что-то не хотелось, а потом забылось. Однако, мысль написать размышления по-поводу Ницше и "Так говорил Заратустра" оставалась.

Ницше

И вот пишу статью о Ницше, книгу которого "Так говорил Заратустра" (некоторые переводят как: "Так сказал Заратуштра"), я прочёл осенью прошлого года.

Очень мне было интересно исследовать этот вопрос с Ницше. Несмотря на то, что я прочёл и читаю много книг по философии, книгу Ницше понять было не так просто.

Мне ближе и понятней Платон со своим слогом. Монтень понятен. А Ницще ?

Во время прочтения книги мне казалось, что местами я вообще не понимаю о чём он пишет. Местами казалось, что всё яснее ясного. Иногда думалось, что это бред сумасшедшего, иногда казалось, что это возвышенная философия отшельника.

В общем, книга необычная, выбивающаяся из ряда других. Но в целом, оставляющая после прочтения разные ощущения: благородства, презрения, сострадания, ненависти, отстраненности, новизны.

Слог этой книги не совсем понятный. В моём распоряжении было издание 1990 г., издательство "Мысль". Перевод хороший, но я слышал, что это произведение написано на родном языке в своеобразной манере, перевод которого на русский язык затруднителен. Может, поэтому смысл повествования иногда ускользает очень сильно от читателя. Книга производит очень мощное впечатление, хотя многие моменты остаются непонятными.

Это необычная книга.  Даже начинается она со слов: "книга для всех и ни для кого".

Вообще, я задумался, что творилось в душе у Ф.Ницше, когда он писал эту книгу. Какие мысли его одолевали, что творилось в его голове, что дало возможность создать такое грандиозное произведение ? А оно, поверьте, грандиозное.

Я препринял свое исследование о Ницше. И вот что удалось узнать.

Так говорил Заратустра

Ф. Ницше является, как философ, одной из самых спорных фигур в новой европейской философии. Важнейшей аксиомой всей его философии, именно аксиомой (Ницше не считал нужным приводить доказательства), было существование некой природной силы в людях. Той внутренней энергии, которая выступает то в виде абстрактной силы воли, близкой к "силе воли" у Шопенгауэра, то как воля к власти, то как стремление к победе и совершенству.

Эта сила есть то, что по Ницше составляет основу этической и сознательной жизни не только отдельных людей, но и групп людей, но и народов и целых культур. "Мудрец не может быть слабым",-говорил Ницше. Знание своего бессилия - есть бессилие, а не мудрость. И этика получается, на основе этой аксиомы, очень простой. Хорошо только то, что увеличивает силу в сильном.

То же, что уменьшает силу (альтруизм, сострадание, психологизм, эстетизм) заведомо плохо. Только та культура хороша, которая культивирует эту силу, сосредотачивая ее в правящей элите сильных. Ницше говорил:

"Пусть сильный будет сильнее, а слабый слабее".

Культура, где господствует тенденция к распределению силы между всеми, то есть тенденция к демократии, в той или иной форме, такая культура, по мнению Ницше, есть зло, ибо сила нуждается в концентрации, а не в рассеивании. Поэтому, досократическая культура греков была великой, также, как и древнеиранская, доэлиннистическая культура.

Также, как и библейская культура древних евреев и культура древнего Египта. В христианстве, как и в буддизме на востоке, Ницше увидел главную причину общей деградации. Почему ? Потому, что в центре христианского вероучения стоит смирение и сострадание, как абсолютный принцип, который на деле, то есть в конкретной, исторической действительности успешно используется слабыми, чтобы лишить силы сильных.

Так возникает и совершенствуется, по Ницше, мораль рабов, которая начинается с того, что сильным предлагается склониться перед силой Господа. Но это - уловка, ибо кончается эта мораль на том, что сильные отдают себя в руки масс, коллективов, в руки стада слабых. Отсюда идея Ницше, что любая эмансипация есть зло, ибо сила не переходит от сильных к слабым, а все становятся слабыми. И это происходит везде, начиная с идеальной христианской общины, где все слабы перед Богом и кончая абсолютным деспотизмом, где все рабы деспота и социалистическими утопиями, где все рабы общества.

Для своего сохранения и развития силе нужно, чтобы всегда была элита, состоящая из людей, способных подчинить большинство. "Человек - хозяин человека",-говорил Ницше. Книга Ницше "Так говорил Заратустра" очень яркая книга, но давайте обратимся и к другим его произведениям.

В своей книге "По ту сторону добра и зла", Ницше старается объяснить своим современникам и их потомкам, что когда мы говорим о морали, надо исходить из силы, не как субъективного человеческого качества, а как из объективной основы жизни. То есть, когда она исчезнет в избранных, то она исчезнет вообще и никакая религия или культура нам ее не вернет.

Последним положением обнаруживается пророческий тон ницшевской этики, особенно сильной в его самой известной и философски, как ни странно, наименее удачной книге "Так сказал Заратуштра", где он вкладывает в уста легендарного основателя древнеиранской религии слова о мощи и мудрости немногих и, главное, слова о том, что должен сделать человек, чтобы стать мощным и мудрым. Прежде всего, человек должен освободиться в себе самом от того, что делает его таким, как все.

В своих действиях и поступках он должен смотреть не на других, а в себя, созерцая свою волю. Принцип "не делай другому то, что ты не хочешь, чтобы делали тебе", не годен по Ницше. Ибо, если в тебе есть сила и воля, ты уже не сравним с другими, а сильным с сильным и так договорится. Важно только не подпасть под влияние слабого, не поддаться соблазну сострадания. Слабый только этого и ждет. Человек, порвавший с человеческим, становится Сверхчеловеком.

Самоограничение уменьшает силу. Страсть - один из основных выходов, проявлений этой силы. И страсть не должна подавляться. Она разрушит человека. Напротив, ее надо канализировать вовне, ее надо направить на подчинение другого: в любви, в войне, вообще в жизни. Именно страсть ставит Ницше в центр любого творчества и прежде всего искусства.

Христианская культура, по Ницше, породила в качестве своего побочного продукта интеллектуализм и рационализм, лишившие искусство его реальной основы - страсти, эмоции. Отсюда, столь, по мнению Ницше, явные признаки деградации и упадка, как сентиментализм, романтизм, символизм, драматизм.

Эпос исчезает и на смену ему приходит понятное, то есть то, что можно понять умом. Приходит умственное искусство - пища для лавочников, школьных учителей и университетских профессоров. Эти три категории сограждан пользовались наибольшим презрением Ницше.

Интересно, что в этом антирационализме Ницше, проявилась его собственная и вполне созвучная европейской культуре тенденция к эстетизации чувства и к реабилитации язычества в искусстве. То, что его так сблизило в начале с Р. Вагнером, которого впоследствии он отринул.

Противохристианская философия Ницше была прежде всего этической и культурной концепцией, из которой было-бы равно ошибочным и вульгарным делать, как теологические, так и социально-политические выводы. Ницше никогда не отрицал онтологических основ христианского вероучения. То, что он отрицал, это скорее христианскую, а точнее лютеранскую философию жизни, которая противоречила по его мнению глубинному человеческому началу воли.

Волю, как таковую, он ставил гораздо выше свободы. Кроме того, по мнению Ницше, вырожденная протестантская община не соответствовала потребностям современной культуры, делая формы этой культуры нежизненными и вызывая в свою очередь декаданс, как форму протеста.

Декаданс венчает христианскую культуру Европы, как неизбежное последствие, вытекающее из ее этических основ. А этика эта чужда истинно человеческой. Ницше считал, что освобожденный от этики человек или Сверхчеловек, идет вперед к реализации своей воли к власти. Это не социальная, а экзистенциальная точка зрения: общество здесь не при чем.

Выступая против демократии, Ницше по существу выступал, не против типа организации общества как такового, а против такой культуры, где ее творцы создают ценности, потреблямые большинством, не способным ни к какому творчеству. И тем самым становятся зависимыми от этого большинства. В этом Ницше как-бы предвосхитил культурные установки потребительского общества.

Культура должна быть элитной, то есть управляемой и направляемой аристократами. И её плоды дожны потреблять только аристократами. Вот в чём отличие точки зрения Ницше от концепции Платона, ибо по Платону пусть низшие потребляет культуру, а высшие остаются в полуварварской суровости силы и власти. Для Ницше-же сама идея культуры сохраняет силу только в связи с контингентом аристократов.

Массы и культура или народ и культура для него вещи абсолютно несовместимые, но само понятие "аристократии" у самого Ницше не имело никакого отношения к данной стране или государству. Он, действительно, презирал евреев, ещё больше французов, но, пожалуй, сильнее всего презирал своих сограждан - немцев. И, сколь это сейчас ни странно звучит, германскую, имперскую идею. Ибо последняя для него слишком тесно ассоциировалась с униформизмом и засильем мещанства.

В конце 80-х годов 19 века на Ницше стало надвигаться безумие. И 90-е годы 19 века он провел, практически, в состоянии полного отсутствия сознания и памяти. Пожалуй, самой глубокой ошибкой Ницше было непонимание им мистической и онтологической стороны христианства. За эту ошибку он расплатился тем, что, равно, последователями и врагами, считался расистом и антисемитом, кем он, никогда на самом деле, не был.

Заключение

Говоря о Ницше хочется хочется добавить. В начале статьи я сказал, что мне показалось, что его размышления в книге  Ницше "Так говорил Заратустра" благородны и велики. Но, как-то, гуляя по улице и размышляя над содержимым и смыслом этой книги меня вдруг захлестнула волна негодования.

Как-же так ? Ницше опять призывает человечество к каким-то темным инстинктам: воля, власть, доминирование, беспощадность к слабым. Ну сколько можно ? Ведь было уже всё это до него. Всё слишком просто у него. У кого сильная воля, тот и прав. Ну и что воля ? Что она дает ? Опять просто какие-то внешние, безликие атрибуты: воля, сила и т.п. Кто сильный - тот и прав.

Сквозь этот туман люди прошли и вырвались на свет, который дало им христианство. Оно вывело человечество на совсем другой, уникальный уровень понимания себя, мира и Бога. А тут опять, как магическое заклинание: воля, воля, воля, сверхчеловек.

И я вдруг осознал, что то мнение о книге, о котором я сказал в начале этого абзаца, дает слог Ницше. Этот слог повествования завораживает. Манера очень интересная. Это и притча, и эссе, и рассказ, приправленные особым, распевным, рваным языком. Я где-то читал, что "Так говорил Заратустра" написана в такой манере, что адекватно перевести на русский язык и передать интонацию этого произведения, крайне затруднительно. Может быть это как-то повлияло на ее восприятие ?

Одним словом, я хочу сказать, что насколько близок и понятен мне Платон, настолько непонятен мне Ницше. Хотя, конечно-же, философия Ницше не лишена смысла и оставит след в душе любого человека, который читал его произведения.

Но не следует упускать из виду следующий факт: философия Ницше связана со стремлением к власти и в значительной степени с человеконенавистничеством, что делает ее схожей с Талмудом. Талмуд также воюет со всем миром и евреи воюют со всем миром, а потом удивляются почему к ним плохо, по их мнению, относятся. Они говорят, что против них устроили геноцид. Интересно, а кто устроил геноцид своими банками по отношению ко всему миру ? Впрочем, это тема уже других исследований.

На тему Ницше будет еще две статьи: размышления Ницше устами Заратустры о государстве и философия Ницше в целом. На тему евреев, банков, капитализма также будут статьи. Следите за сайтом, ставьте лайки.



Ваш отзыв

  1. Комментарии, содержащие нецензурную брань, грубейшие грамматические ошибки или албанскую лексику, удаляются.
  2. В поле "Сайт" можно указывать только ссылку на главную страницу вашего сайта/блога. Ссылки на прочие веб-ресурсы или партнерские ссылки будут удалены.
  3. Запрещается использовать в качестве имени комментатора слоганы/названия сайтов, рекламные фразы, адреса сайтов. Просьба указывать нормальное имя или ник.
  4. Короткие, бессмысленные кoммeнтapии, типа "Спасибо!", "Интересная статья", будут удалены.
  5. Комментарии не по теме, спам, любая реклама в сообщениях будут удаляться.
  6. Владелец сайта имеет право удалить любой комментарий без объяснения причин.
  7. Любые оскорбления, осуждения, нелицеприятные суждения, угрозы, высмеивания, направленные в адрес владельца сайта или других комментаторов, будут немедленно удаляться.

Рубрики

Последние записи

Последние комментарии

Создай свой сайт !

Архивы

Смотри на YouTube !

Подпишитесь на канал fotoblur в YouTube и получайте новые видео !